Николай Гоголь «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную землю; изображение быта и обычаев украинского казачества, зарубіжна література
Николай Гоголь «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную землю; изображение быта и обычаев украинского казачества, зарубіжна література
I. Слово учителя с элементами беседы
— Сегодня мы начинаем знакомство с необычной книгой, ибо автор ее, Николай Васильевич Гоголь, тесно связан с двумя родственными литературами и культурами — русской и украинской.
Мы увидим это даже в самом языке повести: слова казаки Гоголь пишет в соответствии с украинской орфографией — козаки.
Еще нам предстоит познакомиться со множеством устаревших слов, обозначающих название казацкого костюма, утвари, оружия, частей здания и прочего и воссоздающих колорит той эпохи.
— Кстати, в какое время, читая повесть, мы с вами попадаем? («Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы…» — гл. I)
— С какой же целью автор обращается к тем далеким событиям?
— Есть ли у Гоголя еще произведения, связанные с Украиной, ее бытом, обычаями? Какие из них вы читали? Какой вы представляете творческую манеру писателя?
Сегодня мы познакомимся с несколько другим Гоголем — умеющим переносить нас в события прошлых столетий, гордиться историей своего народа, воспевать его славных героев.
Даже на памятнике Гоголю в Москве — старом памятнике работы скульптора Андреева — на барельефе изображены герои-украинцы.
Возможно, вы сейчас узнаете их… (обращение к фотографии памятника)
Итак, открываем первые страницы повести «Тарас Бульба».
Давайте сразу определимся с жанром произведения. (Обращение к словарю литературоведческих терминов)
Повесть — эпическое прозаическое художественное произведение. От рассказа повесть отличается более развернутым сюжетом, более широким охватом событий из жизни главного персонажа, количеством второстепенных персонажей и полной их характеристикой, наличием описаний. По сравнению с романом, в повести меньшее количество персонажей, однолинейный сюжет, а переплетение самостоятельных сюжетных линий в ней бывает очень редко.
ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
• словарная работа (пополнение лексического запаса, ознакомление с реалиями прошлой эпохи);
• составление на каждом уроке простого плана к тексту, соблюдая точность, лаконичность, грамотность, стремясь выделять главное;
• составление сложного плана к образу;
• подбор материала для сопоставления героев;
• составление сложного плана для сопоставления героев;
• устное выборочное изложение;
• устное и письменное сочинение разных видов (сочинение-миниатюра, ответ на вопрос, формулировка вопроса, сочинение-продолжение, сочинение от лица героя);
• работа с изобразительными средствами языка;
• рецензия и коррекция работ товарищей;
• работа над выразительным чтением.)
— Как вы думаете, с чего обычно начинается произведение?
2. Чтение в лицах (тарас, Остап, мать, автор) первых двух страниц повести
Назначить «переводчика» (толмача), который выпишет в ходе чтения и потом объяснит непонятные слова.
3. Беседа
1) Почему писатель изменил традиции начала произведения исторической справкой или описанием и начал сразу с диалога? (Таким образом он сразу ввел нас в гущу событий, познакомил с героями.)
2) Что вы заметили необычного в этом диалоге? (Одного сына не слышно…)
3) Зачем же Тарас, на словах признающий единый уклад — Запорожскую Сечь, отдавал сыновей в бурсу? Действительно ли он отрицает науку?
(«Как бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?» «Вишь, какой батько! — подумал про себя старший сын Остап,— все старый, собака, знает, а ещё прикидывается».)
4) Что мы еще узнаём о воспитании сыновей Тараса?
4. Чтение описания дома Тараса с попутным коментарием
• Как называется этот вид описания?
• Какова роль интерьера в первой главе повести?
• Что мы еще узнали об обычаях в доме?
Слово «толмачу»: перевод непонятных слов, их роль в тексте.
5. Беседа с элементами текстологического анализа
1) Чем закончился первый день пребывания молодых бурсаков дома?
2) Было ли это решение Тараса опрометчивым? Докажите.
3) Изменил ли Тарас решение, когда увидел сыновей?
4) Что представляла собой Запорожская Сечь (индивидуальное сообщение)?
6. Чтение описания внешности Остапа и Андрия перед отъездом. (Обращение к иллюстрациям Д. Шмаринова)
• Как называется этот вид описания?
• Какова роль портрета в первой главе?
• Почему Гоголь не дает такого подробного описания внешности героев после того, как они только вернулись из бурсы?
ІІІ. Развитие связной речи — анализ планов на доске
• предпочтительно пункты оформлять назывными предложениями;
• план не должен быть длинным, растянутым — выделяется только главное;
• необходимо избегать повторений и единоначалия предложений;
• обратить внимание на правильное употребление слов: распространенная ошибка — «Уезд казаков на Сечь».
IV. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»
Каким образом автор вводит нас в описываемую эпоху (портрет, интерьер, употребление устаревших слов)? Каким образом автор сразу вводит нас в действие, знакомит с героями?
Что уже в первой главе является у казаков точкой отсчета и мерилом всего? (Запорожская Сечь) Чем заканчивается первая глава и почему? («Прощайте и детство, и игры, и все, и все!» — начало новой жизни.)
V. Домашнее задание
Выписать из гл. II основные цитаты об Остапе и Андрии, касающихся их пребывания в бурсе и их раздумий по пути на Сечь; составить план главы.
Николай Гоголь «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную землю; изображение быта и обычаев украинского казачества, зарубіжна література
Повернутися на сторінку Зарубіжна література